Финансовый менеджмент трепетно относится к достоверности и своевременности отчетности при составлении или мониторинге планов, на основе которой принимаются порой судьбоносные решения для бизнеса. Всегда возникает вопрос, что в работе финансовых отделов должно быть автоматизировано, а что оставить на ручном управлении?
В океане цифр и прогнозов возникает необходимость в инструменте, способном мгновенно изменить курс корабля бизнеса. Финансовые виртуозы образно называют этот инструмент "ручником" или "волшебной кнопкой" в бюджетировании. Представьте себе: вы за рулем роскошного автомобиля, мчащегося по извилистой дороге финансового года. Внезапно на горизонте возникает непредвиденное препятствие – резкое изменение рыночной конъюнктуры или неожиданный экономический кризис. В этот момент способность мгновенно среагировать и дернуть ручник может стать ключом к спасению предприятия.
"Волшебная кнопка" в бюджетировании – это возможность быстро автоматически пересчитать планы продаж, расходов, денежных потоков, КПИ. И это не просто метафора, а реальный механизм, позволяющий финансовым директорам и собственникам бизнеса моментально адаптировать финансовую стратегию к меняющимся условиям. Это своего рода финансовый дефибриллятор, способный в критический момент "оживить" даже самый безнадежный бюджет. Однако если нет способа остановки работы «волшебной кнопки», то последняя может нанести непоправимый ущерб и «потопить» бизнес.
Что же оставить «на ручнике» у финансового менеджера?
Во-первых, необходимо иметь формальный и экспертный сценарии планов. В моменте экспертное суждение, по какому пути рыночной стратегии двигаться компании, влияет на успех бизнеса. Параметризация и обсчет сценариев «что если?» позволяет найти приемлемый уровень баланса между потенциальной выгодой и риском.
Во-вторых, важно иметь возможность «поменять все, ну или почти все». В периоды турбулентности модель бизнеса и его окружение подвержены разным воздействиям. И это уже не параметры сценариев, а смена правил игры. Надо задать новые зависимости, по-другому перераспределить затратную нагрузку по оргструктуре и продуктовой линейке, поменять саму эту оргструктуру и продуктовую линейку и т.д. То есть бизнес-специалисту нужен инструментарий, который позволит безболезненно и оперативно поменять формулы расчетов, смоделировать новые блоки расчетов и отключить прежние, скорректировать структуру справочников и атрибутов, воспользоваться гибкими инструментами библиотеки для визуализации информации.
В-третьих, для выбираемых путей следования необходимы четкие правила согласования решений в зависимости от их значимости и характера. И, собственно, само согласование или отклонение – это тоже важный и неотъемлемый «ручник».
Подведем итоги
В заключение хотелось бы напомнить, что даже волшебная кнопка в бюджетировании – это лишь инструмент в руках финансовых менеджеров, действие которой зависит от гибкости механизма ручного управления в бизнесе: моделей сценариев, расчетов, способов согласований и коммуникаций.
Авторы:
- Королева Людмила,
руководитель направления EPM/CPM
- Донцова Екатерина,
менеджер по развитию бизнеса