hamburger

О трудностях при автоматизации процесса планирования с ERP

Все специалисты, которые готовятся к переходу на единую платформу планирования и бюджетирования, часто рассматривают вариант решения этой задачи как расширение существующей ERP-системы отдельным модулем.

Эта идея может вдохновить вас своей иллюзорной лёгкостью реализации: все справочники уже находятся в системе, фактические данные уже есть в проводках и всех связанных с ними документах, всё готово для моделирования плана и план-факт анализа, стоит лишь добавить визуализацию.
Внимание: в этом и кроется подвох. В краткосрочной перспективе он становится даже опасным, так как в нужный момент высок риск не получить результаты необходимого вам расчёта.

Производительность платформы серьёзно ухудшается по мере роста объемов данных в расчетах.
Когда вы моделируете в той же среде, где у вас учтены операции ERP-системы, вы пользуетесь теми же структурами и проверками данных, что и при проведении документов. Эти взаимосвязи изначально созданы не для анализа данных, а для логических проверок целостности процессов, не имеющих отношения к анализу и построению аналитических кубов.
Атрибуты нужных показателей зачастую не хранятся в базе данных, как явные их характеристики, а могут быть получены через многошаговые запросы к справочникам базы с дополнительной агрегацией.

  • Простой пример: чтобы понять, по какой продуктовой группе получен доход за выбранный период, нужно сначала отобрать бухгалтерские проводки с нужным типом за определенный период, далее обратиться к источнику их документов, определить продуктовый список, сгруппировать его в уникальный набор, обратиться к справочнику продуктов и определить их группы. Очевидно, что в базе данных ERP-системы показатели слишком перегружены ненужными для аналитических задач признаками!

Самым верным рабочим подходом будет создание отдельного хранилища данных со своей функциональной надстройкой, где все показатели хранятся и строятся в нужных аналитических разрезах и уже агрегированы до требуемой глубины. Показатели бизнеса и значения этих аналитических разрезов синхронизируются со справочниками той же ERP-системы и с другими источниками.
Платформы с таким подходом объединяются в класс CPM/EPM (Corporate/Enterprise Performance Management).
Таким образом, создается облегченный набор признаков у показателей. С такими структурами можно своевременно выполнять аналитические задачи на основе разных сценариев, а аналитические срезы можно добавлять или удалять по мере развития моделирования бизнеса.

CPM /EPM-системы должны включать в себя необходимые функции для задания бизнес-правил модели и финансовую математику, применяемую при план-фактном анализе, а также средства визуализации в виде таблиц, графиков и дашбордов.

Как видите, с нашими специалистами у вас не возникнет трудностей: мы решаем их ежедневно, быстро и с присущей нам аккуратностью к деталям!

Авторы:

  • Королёва Людмила,
    руководитель направления EPM/CPM
  • Донцова Екатерина,
    менеджер по развитию бизнеса